Интернет зависимость. Подробно

В 1990-х гг. началась эра лавинообразного развития интернет-ресурсов, продолжающаяся до настоящего времени. В 1992 г. число хостов (компьютеров или серверов), находящихся в единой Сети, превысило 1 000 000. По данным отчета компании «Комскор» (Comscore), количество пользователей веба во всем мире в декабре 2008 г. достигло 1 млрд человек. Ежесуточная аудитория интернет-пользователей в Москве на сегодняшний день составляет свыше 5 млн человек. Согласитесь, это огромная аудитория.

 

Преимущества интернета

Многим уже трудно представить свою жизнь без ставшего таким привычным Интернета. Неограниченный поиск информации, доступ к международным библиотекам, дистанционное образование, общение не только при помощи писем, но и в режиме реального времени, различные развлечения, реализация сексуальных и игровых пристрастий, осуществление покупок, управление банковскими счетами — вот неполный список возможностей, открывающихся нам с использованием Интернета. При этом компьютерные компании разрабатывают все новые и новые технологии.

Однако!

¡   Созданы целые виртуальные сообщества, например MySpace, Facebook и SecondLife («Одноклассники», «Лиру» и в  России), и, однажды попав в них, люди остаются там жить. Нашей второй натурой, пишет Янг, стали самые разнообразные действия, выполняемые онлайн — например, совершение покупок, знакомство с новостями, резервирование билетов на самолеты или номеров в гостиницах, выполнение научной работы. Интернет очень быстро превратился в нечто повседневное. При этом никого не заботит возможность развития психологической зависимости.

¡   Платой за преимущества и выгоды внедрения Всемирной сети в повседневную жизнь общества является формирующееся чрезмерное увлечение Интернетом, порой достигающее у части пользователей состояния болезненного пристрастия (зависимости).

Интернет-зависимость.

 

Последствия чрезмерной увлеченности могут быть разные: пренебрежение домашними и служебными обязанностями, отказ от социального взаимодействия, изоляция, разрушение связей с внешним миром, аутизация и инфантилизация личности.

Особую тревогу вызывает то, что зависимость от Интернета наиболее часто проявляется в юном возрасте — в среде подростков и юношей, что затрудняет их социализацию, препятствует способности сделать карьеру, создать семью.

Исследование интернет-зависимости

Два исследования, проведенных в общежитиях Техасского университета в Остине и в колледже Бриант, подтвердили, что патологическое пристрастие к Интернету крайне негативно влияет на академическую успеваемость и развитие личных отношений. Выявлено, что интернет-игры, особенно ролевые, наиболее часто способствуют «аддиктивной реализации», т. е. уходу (бегству) от реальности. Полностью погружаясь в ролевую игру и достигая в ней определенных успехов, человек виртуально реализует большую часть имеющихся потребностей (потребность в общении, принадлежность к социальной группе), что, соответственно, снижает мотивацию к реализации в настоящей жизни.

Первыми с интернет-зависимостью столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в Сети онлайн. Начало исследованию интернет-зависимости было положено в 1994 г. в США, когда группа американских ученых (клинический психолог Кимберли Янг и психиатр Иван Голдберг) разработала опросник для выявления интернет-аддиктов и, поместив его на веб-сайте, провела свое первое исследование. В 1995 г. И. Голдберг предложил критерии интернет-зависимости, построенные на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм (гемблинга), не опирающиеся на клинические материалы. В 1996 г. Голдберг ввел термин «интернет-зависимость» для описания непреодолимого желания пользоваться Интернетом, которое влечет за собой пагубные последствия для бытовой, учебной, социальной и психологической сфер деятельности.

Вскоре Кимберли Янг опубликовала первую книгу по интернет-зависимости Caught in the Net («Оказавшись в Сети»), которая вызвала бурные отклики психологов, врачей, журналистов.

 

Исследователи выделили  три варианта интернетз-зависимости:

1)     патологическая увлеченность Интернетом как одна из форм зависимого поведения в понимании его как доболезненного расстройства в  рамках девиантного (отклоняющегося) поведения;

2)   синдром интернет-зависимости, за которым скрывается множество других личностных и/или психических расстройств, имеющих определенную нозологическую принадлежность;

3)    интернет-зависимость как самостоятельная нозологическая единица, обусловленная взаимным патогенным влиянием харак-терологических черт и интернет-среды, имеющая определенную динамику (процессуальность) психопатологических расстройств.

 

Чем привлекателен для подростка интернет?

¡  Прежде всего это наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

¡  отсутствие ответственности;

¡  реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

¡  возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

¡  возможность самостоятельно принимать любые решения вне зависимости от того,

¡  к чему они могут привести (например, в рамках игровой деятельности).

 

Опасности для детей и подростков в режиме онлайн:

¡  эксплуатация доверия к детям: их могут соблазнить на совершение непристойных действий;

¡  доступ к порнографии: дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в сети;

¡  неподходящие контент-сайты с деструктивным содержа­нием, например, с инструкциями по изготовлению бомбы или наркотических веществ;

¡  увлечение играми типа DOOM, QUAKE, сетевыми играми с насилием, которые повышают агрессивность подростков.

 

При пользовании «всемирной паутиной» нужно иметь в виду следующее:

 

¡  Виртуальная реальность – это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность. Это не есть сама жизнь, это, скорее, придуманная часть жизни, чувств, отношений и действий. В то же время злоупотребление Интернетом может быть явлением преходящим, временным. В связи с этим особенно остро стоит вопрос о критериях диагностики интернет-зависимости, ее отделения от злоупотребления интернетом, через которое проходит значительное количество пользователей Всемирной сети. Этот вопрос особенно важен, потому что очень сложно понять, когда у интернет-аддикта наступит момент пресыщения. Не будет ли уже поздно учиться и наверстывать? Не потеряет ли он свой социальный статус, пребывая в эйфории компьютерных игр (в данном случае подразумевается отчисление из школы или института, увольнение с работы)? С другой стороны, ограждать ребенка от компьютера — непозволительная ошибка. Компьютер — это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить. Ограждение ребенка от компьютера — это ущемление его прав, унижение его перед сверстниками, которым компьютер доступен. Это, наконец, способ затормозить его образование.

 

Распространенность интернет-зависиомсти.

Отсутствие строго ограниченного определения интернет-зависимости и выверенных общих критериев диагностики является существенным ограничением для анализа распространенности интернет-зависимости.

Согласно результатов последних широкомасштабных исследований в мире распространенность интернет-зависимости колеблется в пределах  3,47 – 3,80 % - онлайн – исследования;  0,3-0,7 % - исследования вне сети.

По данным сплошных невыборочных исследований, проведенных в ряде московских школ, распространенность интернет-зависимости среди подростков составляет 8,1 %.

Таким образом, данные проведенных исследований свидетельствуют о широкой распространенности данного феномена по всему миру, и эти показатели сравнимы с данными о распространенности психических расстройств среди населения (шизофрения, МДП).

Диагностика.

 

Итак, интернет-зависимость – один из вариантов поведенческой аддикции, где объектом зависимости становится определенный поведенческий паттерн, связанный с негармоничным использованием ресурсов Интернета.

Аддиктивное (зависимое) поведение – одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения, характеризующаяся стремлением уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через прием некоторых веществ или погружение в определенные виды деятельности, которые вызывают интенсивные эмоции (Ц.П. Короленко, 1991).

Речь идет не только о подростках, но и о взрослых.

И 1998 г. М. Орзак (М. Orzack, 1999) дифференцировала психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости.

 

Психологические симптомы:

¡  хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

¡  невозможность выйти из Сети и остановить онлайн-сеанс;

¡  увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

¡  пренебрежение семьей и друзьями;

¡  ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;

¡  ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности за компьютером;

¡  проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

¡  расстройства сна, изменение режима сна;

¡  нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

¡  пренебрежение личной гигиеной;

¡  головные боли по типу мигрени;

¡  сухость в глазах;

¡  боли в спине;

¡  синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).

 

К. Янг описывает следующие симптомы, характерные для проявления интернет зависимости:

¡  чрезмерное время, проводимое в Сети;

¡  увеличивающееся беспокойство при при нахождении в реальном мире;

¡  ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве, или вялое функционирование в реальном мире;

¡  повторяющиеся попытки уменьшить использование Интернета часто оканчивающиеся неудачно;

¡  изменение настроения посредством использования Сети;

¡  все эти проявления обычно ведут к социальной изоляции, увеличивающейся  депрессии, распаду семьи, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию  и потере работы.

Поведенченские характеристики в работах А.Е. Войскунского:

¡  нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства;

¡  готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете;

¡  пренебрежение собственным здоровьем, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;

¡  избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернета;

¡  пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка личное время в Интернете;

¡  постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;

¡  злоупотребление кофе и другими тонизирующими средства­ми;

¡  подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими.

 

Диагностика

 

¡  Меньше изучены психопатологические феномены, сопровождающие зависимое поведение в Интернете. Следует предположить, что клинические проявления зависимого поведения в Интернете будут различаться у интернет-гемблеров и интернет-аддиктов отношений (А. Ю. Егоров).

¡  Также очевидно, что психопатологические проявления среди интернет-гемблеров будут различаться в зависимости от их предпочтений в интернет-сети (азартные игроки на деньги или зависимые от компьютерных онлайн-игр).

¡  Когда говорят о психологической зависимости от компьютерных игр, в первую очередь имеются в виду ролевые компьютерные игры. Чаще всего в случае с ролевыми играми наблюдается некий «эго-распад» на «Я-виртуальное» и «Я-реальное», нарастание диссонанса между которыми влечет усиление дезадаптации и нарушения в сфере психических состояний.

 

Психические расстройства при интернет-зависимости

Существует ряд исследований, в которых доказывается взаимосвязь различных психических заболеваний и патологического использования Интернета: Д. Реджер; Н. Шапиро и др.; К. Янг, Р. Роджерс; С. Йанг и др. (D. Regier, 1990; N. Shapira et al., 2000; К. Young, R. Rodgers, 1998; C.Yang et al., 2005). В первую очередь к ним относят расстройства настроения, депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройство контроля побуждений, СДВГ, социальные фобии.

 

Расстройства настроения и интернет-зависимость.

У интернет-аддиктов более высокий уровень депрессии с повышенным риском суицида, обсессивно-компульсивных расстройств;

Уровень депрессии в группе интернет-зависимых в 3 раза превышает по сравнению с группой здоровых интернет-пользователей;

Отмечается маскированная депрессия в рамках малопрогредиентной шизофрении.

 

Причины выраженной связи интернет-зависимости и депрессии

К.Янг и Р.Роджерс:

¡  людям с повышенным уровнем депрессии анонимность общения и отсутствие вербальной коммуникации в интернет-среде помогают преодолевать коммуникативные трудности и представляются менее угрожающими, чем традиционное взаимодействие в реальном времени.

¡  С другой стороны можно объяснить высокой потребностью в близком общении «по душам» среди интернет-аддиктов.

 

¡  Группа людей, зависимых от Сети, не имеет достаточной социальной смелости для установления отношений с окружающими людьми в реальном мире. Это существенно снижает уровень их социальной адаптации и возможность налаживания тесных доверительных отношений. Фрустрация значимой потребности формирует внутренний конфликт, сопровождающийся снижением настроения, субдепрессивным и депрессивным состоянием. Лица с повышенным уровнем тревоги и депрессии часто используют деятельность в интернет-среде как своего рода «лекарство», которое снижает тревогу и позволяет хотя бы на время избавиться от мрачных мыслей.

 

Депрессия и интернет-зависимость

Однако одной из главных проблем в определении связи снижения настроения, депрессии и феномена интернет-зависимости остается вопрос о причинности: предшествует ли заболевание депрессией развитию зависимости от Интернета либо является его следствием. Для ответа на этот вопрос требуются масштабные исследования, развернутые во времени.

 

Обсессивно-компульсивные расстройства (ОКР)

Н.Шапиро и коллеги предположили, что проблемное использование интернета может быть отнесено к категории ОКР: у 15 % из всех проблемных пользователей было диагностировано ОКР (носит больше импульсивный характер, т.е. больше относится к расстройству контроля).

 

Другие психические расстройства, на фоне которых развивается интернет-зависимость:

¡  Расстройства личности;

¡  Тревожные расстройства;

¡  Психотические заболевания;

¡  Злоупотребление психоактивными веществами.

 

Диагностика

Диагностика интернет-зависимости затруднена еще и тем, что до сих пор не существует единой системы критериев, включенных в DSM-IV. Из всех диагнозов, представленных в DSM-IV, игромания наиболее соответствует сути компьютерной зависимости.

 

КритерииInternet Addiction Disorder (IAD), И. Голдберга

 

1. Толерантность.

1.1 Количество времени, которое нужно провести в Интернете, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает.

1.2 Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернете, то эффект заметно снижается.

2. «Синдром отмены».

2.1.         Характерный «синдром отмены»:

- прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернете;

- два или большее из следующих симптомов (развиваются в течение

  периода времени от нескольких дней до месяца):

¡  психомоторное возбуждение;

¡  тревога;

¡  навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернете;

¡  фантазии или мечты об Интернете;

¡  произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

Симптомы, перечисленные в пункте 2, вызывают снижение или нарушение

социальной, профессиональной или другой дея­тельности.

2.2.         Использование Интернета позволяет избежать симптомов
«синдрома отмены».

3.   Интернет используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.

4.   Существуют постоянное желание или безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернета.

5.   Большое количество времени тратится на деятельность, связанную с использованием Интернета (покупку книг об Интернете, поиск новых браузеров, поиск провайдеров, организация найденных в Интернете файлов).

6.   Значимая социальная, учебная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием Интернета.

7.   Использование Интернета продолжается, несмотря на значение об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Интернета (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями или чувство оставленности значимыми другими).

Опросник К.Янг.

Пациенты считались интернет-зависимыми в случае пяти или более положительных ответов.

1.  Чувствуете ли вы себя захваченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайн-сеансах и предвкушаете ли последующие)?

2.   Вы чувствуете необходимость находиться в Интернете все дольше и дольше для того, чтобы достичь удовлетворения?

3.   Были ли у вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?

4.   Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить использование Интернета?

5.   Каждый раз вы проводите в Интернете больше времени, чем планировали.

6.  Вы рискуете лишиться важных взаимоотношений, потерять место работы или учебы из-за интернета.

7.  Случалось ли вам обманывать членов семьи, друзей, специалистов, скрывая степень вашей увлеченности Интернетом?

8.   Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или избавиться от плохого настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

В настоящее время надежность исследований, проведенных К. Янг, ставится под сомнение. По самым усредненным данным, 80% пользователей, участвовавших в исследовании, диагностировались как зависимые, что свидетельствует о явной гипердиагностике указанного расстройства и неточности предлагаемых автором диагностических критериев. Впрочем, диагностические критерии К. Янг (К. Young) были впоследствии модифицированы К. Бэрд и Е. Вульф (К. Beard, E. Wolf, 2001). Авторы предложили использовать для постановки диагноза интернет-зависимости пять диагностических критериев опросника К. Янг, определяющих поведенческие особенности проблемного использования Интернета, и по крайней мере один из трех критериев, определяющих социальные или функциональные нарушения. Обобщая все проявления, характерные для интернет-зависимости, можно выделить два главных признака: невозможность субъективного контроля за использованием Интернета и дезадаптация, которая отражает отрицательное влияние его использования на межличностные отношения, здоровье, работу, учебу, эмоциональное, психологическое состояние, финансовый статус и др. (В. Бурова, 2004).

 

Критерии интернет-зависимости по К. Брэд и Е. Вульф

1)  неадекватная озабоченность использованием Интернета, включающая в себя хотя бы один из следующих пунктов:

-  охваченность использованием Интернета, которая переживается как непреодолимое состояние;

- чрезмерное использование Интернета, по длительности превышающее запланированное время;

2)  использование Интернета или озабоченность им вызывает клинически значимое состояние дистресса или нарушения в социальной, профессиональной или других значимых областях жизни;

3) чрезмерное использование Интернета появляется не только в периоды гипомании или мании и не подходит под описание заболеваний, категоризированых в первой оси (AxisIdisoders).

    

      Последний пункт является попыткой сузить круг проявлений, специфичных для истинной зависимости от Интернета. Данный критерий предполагает исключение из категории пользователей, которые используют ресурсы Интернета для игры или шопинга, а также тех, кто демонстрирует проблемное пользование Интернетом в рамках эпизода мании.

 

Тест, разработанный китайским исследователем С.-Х. Ченом (2003 г.) является наиболее надежным диагностическим скрининговым инструментом. Он в настоящее время проходит процедуру адаптации в России.

Тест интернет-зависимости Чена CIAS включает 5 оценочных шкал:

1)  шкала компульсивных симптомов (Com);

2)  шкала симптомов отмены (Wit);

3)  шкала толерантности (Tol);

4)  шкала внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем (IH);

5)  шкала управления временем (ТМ).

 

Помимо пошкальной оценки существуют два типа надшкальных критериев — интегральные (ключевые) симптомы непосредственно самой интернет-зависимости, включающие в себя первые три шкалы, и критерий негативных последствий использования Интернета (последние две шкалы). Сумма всех шкал, или общий CIAS-балл = (Com + Wit + Tol + IH + TM), является общим интегральным показателем наличия интернет-зависимого поведения.

Таким образом, имея пятиосную модель, можно не просто диагностировать предполагаемый факт наличия/отсутствия интернет- зависимого поведения в дихотомическом делении «да—нет», но и качественно определить выраженность тех или иных симптомов, характеризующих паттерн зависимого поведения, что позволяем производить более качественную и точную оценку, в том числе выделяя наиболее яркий радикал в структуре такого поведения. Также представляется возможным на основе теста Чена выделить в обозримом будущем разновидности и стадии интернет-зависимого поведения. Следуя общей логике, можно говорить о том, что на раннем этапе, скорее, будут преобладать симптомы, характеризующие проблемы с управлением временем, а при длительном «употреблении Интернета» особую роль неизбежно будут играть симптомы толерантности — отмены как маркеры развивающегося интернет-зависимого поведения. Таким образом, новая диагностическая методика при подтверждении результатами исследовании открывает возможности для интерпретации феноменов интернет-зависимого поведения. Возможности и достоинство теста Чена - в его многогранности, способности измерять с нескольких точек единый континиум поведения, связанного с интернет-ресурсами.

Полученные по тесту данные объективизируются дополнительным опросом подростком, их родителей и учителей. За объективные критерии приняты количество времени, проводимого в интернет-среде, вытеснение других сторон социальной и личной жизни (общение с друзья ми, общественная деятельность, другие увлечения), снижение успеваемости. Данные критерии отражают объективное наличие зависимого поведения на основании общепризнанных признаком зависимости: невозможности субъективного контроля за деятельностью (употребление вещества) и наличие дезадаптации, которая отражает отрицательное влияние его использования на межличностные отношения, здоровье, работу, учебу.

 

Факторы риска формирования интернет-зависимости

 

  1. Биологические
  2. Социальные
  3. Семейные
  4. Характерологические

 

Биологические факторы риска

Пре-, пери- и постнатальные нарушения:

¡  Патологические факторы, осложняющие течение беременности (плохое здоровье матери, инфекционные заболевания, курение, прием лекарств и др.);

¡  Осложнения в период родов;

¡  Болезни и травмы первого года жизни.

 

Органическая неполноценность ЦНС может быть основой:

¡  Инфантилизма

¡  Эмоционально-волевой неустойчивости

¡  Личностной агрессивности

 

Формирование зависимого поведения:

Наследственность – основа формирования темперамента и  характерологических свойств личности.

Отягощенная наследственность- также  относится к факторам риска возникновения аддиктивного поведения.

Социальные факторы риска

Интернет сам по себе является  нейтральным агентом, не обладающим аддиктивной природой. Однако он обладает свойствами, провоцирующими нездоровый стиль поведения:

¡  Анонимность

¡  Удобство использования

¡  Избегание

¡  Доступность

¡  Безопасность

¡  Легкость использования

¡  Возможность контроля над своими действиями и решениями

¡  Сильные эмоциии от своих действий

¡  Непрерывность интернета

¡  Возможность расторможенности и возрастающей интимности

 

Анонимность

¡  Позволяет чувствовать себя уверенно и безопасно

¡  Дает возможность экспериментировать с собственной идентичностью (осваивать непривычные, новые способы поведения)

¡  Возможности сексуального экспериментирования в интернет-пространстве

 

Удобство использования

¡  Онлайн-общение, 24-часовой доступ к интернет-магазинам, торговля акциями, сайты для взрослых, виртуальные казино и множество других услуг.

¡  Избегание

¡  Пребывание в сети связано с изменением эмоционального состояния человека. Некоторые авторы ассоциируют опыт пребывания в Сети с опытом потока.

 

Опыт потока-  совокупность переживаний, которые сопровождают и одновременно мотивируют деятельность, непрерывно подталкивая субъекта на ее возобновление и продолжение независимо от внешних подкреплений (Ю.Б.Дормашев, В.Я. Романов, 1995)

С одной стороны, опыт потока граничит с вызовом к имеющимся у субъекта знаниям, умениям, навыкам и способностям и связан с чувством радости, «когда мы функционируем в полной мере, вовлечены в деятельность, требующую всех наших сил и умений». Так, в деятельности пользователей Интернета требуется высокий уровень специфических умений, контроля, высокий уровень мобилизованности, фокусированность внимания, интерактивность. С другой стороны, опыт потока ведет к нарушению чувства времени, к отвлечению от окружающей физической и социальной среды. Таким образом, возникающий эффект легкого изменения сознания позволяет человеку отвлечься от субъективных или объективных жизненных трудностей, облегчить переживания, снизить уровень психического напряжения и стресса. Использование Интернета играет роль «подушки безопасности», которая помогает справиться с переживаниями от неудовлетворения потребностей, возникших в связи с неприятными жизненными обстоятельствами. В каких-то ситуациях подобный механизм может оказаться даже полезным, чтобы справиться со сложной жизненной проблемой (например, смерть кого-либо из близких, развод и т. д.). Однако если подобный способ поведения получит закрепление, то избегание и уход от проблемной ситуации только ухудшат реальное положение дел.

 

Существует разница в определении привлекательнихх характеристик Сети среди Интернет-независимых и с интернет-зависимымх пользователей (К. Янг).

Интернет-НЕзависимые преимущественно отмечали в качестве привлекательных те аспекты Интернета, которые позволяли им находить полезную информацию и поддерживать существующие реальные отношения с помощью электронных средств связи, тогда как

Пользователи с интернет-зависимым поведением преимущественно использовали те возможности Интернета, которые позволяли им встречаться, общаться и обмениваться идеями с новыми людьми через интерактивную среду.

 

Виды деятельности в интернете

¡  познавательная деятельность (поиск информации, программирование, веб-серфинг);

¡  игровая деятельность (увлеченность компьютерными играми)

¡  коммуникативная деятельность (социальные сети, форум м чаты, электронная почта, блоги).

 

Виды зависимости  от компьютера (М. Шоттон)

¡  Сетевики

¡  Рабочие

¡  Исследователи

 

Сетевики

¡  они оптимистичны, в наибольшей степени — по сравнению с другими типами зависимости — социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями. Компьютер для них — нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных или, к примеру, играть в ролевые групповые игры типа MUD, однако при этом они меньше, чем другие выделенные типы зависимых от компьютеров людей, самостоятельно программируют, в меньшей степени интересуются приложениями, в частности, компьютерной графикой или аппаратным обеспечением.

 

Рабочие

¡  Это самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения, и они посещают дополнительные учебные курсы. Для них характерна весьма строгая «рабочая этика», например, неприемлем всякий род «компьютерного пиратства».

 

Исследователи

¡  Это самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Они пишут сверхсложные программы, зачастую даже не доводя их до конца и принимаясь за новые, еще более сложные. Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ; компьютерное пиратство и хакерство они приемлют, полагая их «честной игрой» против других программистов (разработчиков программ) и(или) администраторов вычислительных систем. Формально уровень образования у них ниже, чем, скажем, у «рабочих», но при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объемом знаний. Амбиций у них также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли. Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны. Для «исследователей» компьютер — своего рода партнер и друг, он одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми.

 

Виды интернет-зависимости по К.Янг

 

1)  компьютерная зависимость(computeraddiction) — обсес-сивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

2)  компульсивные навигаторы Сети(netcompulsions) — компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

3)  перегрузка информацией(informationoverload) — патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

4)  киберкоммуникативная зависимость(cyber-relationaladdiction) — зависимость от социального применения Интернета, т. е. от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

5) киберсексуальная зависимость(cybersexualaddiction) — зависимость от «киберсекса», т. е. от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».

 

Типы интернет-зависимого поведения Д. Гринфилд

 

1)  зависимость от сексуального применения Интернета;

2)  зависимость от социальных контактов, осуществляемых в чатах и посредством электронной почты;

3)  зависимость от возможности играть на бирже, участвовать в аукционах, играть в азартные игры, делать покупки в электронных магазинах;

4) зависимость от «электронного бродяжничества», или от длительной многочасовой навигации без конкретной конечной цели. Источниками удовольствия при этом служат сам факт пребывания в Сети или мультимедийные формы стимуляции посетителей сайтов, либо узнавание нового в результате подобных блужданий (А. Е. Войскунский, 2004).

Но в соответствие с этой классификацией нельзя группировать  людей с различными проявлениями проблемного поведения в рамках одного заболевания.

 

А.Ю. Егоров предлагает следующую классификацию

зависимого поведения в интернете:

1) интернет-гемблеры, которые пользуются разнообразными интернет-играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т. д.;

2)  интернет-трудоголики, которые реализуют свой работого-лизм посредством Сети (поиск баз данных, составление программ и т. д.);

3)  интернет-сексоголики, посещающие порносайты, занимающиеся виртуальным сексом;

4)  интернет-эротоголики — любовные аддикты, которые знакомятся, заводят романы посредством Сети;

5) интернет-покупатели, реализующие аддикцию к трате денег посредством бесконечных покупок онлайн;

6)  интернет-аддикты отношений, которые часами общаются в чатах, бесконечно проверяют электронную почту и т. д., то есть заменяют реальную аддикцию отношений виртуальной.

 

Компьютерные игры

Наиболее сильно человек подвержен зависимости от компьютерных игр, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамично, а сам процесс игры непрерывен. До окончания любой игры существуют некие логические стадии, которые по большей части достаточно жестко завязаны друг на друге, что заставляет субъекта не отвлекаться, а воспринимать прохождение всей игры от начала до конца, как некий единый процесс. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет аддикту (в данном случае игроголику), прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни.

 

Классификация компьютерных игр

¡  Неролевые КИ («бегалки», «стрелялки») - ориентация на результат

¡  Ролевые КИ (роль компьютерного персонажа) – «эго- распад» на «Я-виртуальное» и «Я-реальное», что приводит к усилению дезадаптации

¡  КИ с видом «из глаз» своего компьютерного героя- обладает наибольшей силой «затягивания» в игру – идентификация с персонажем

¡  Игры с видом извне – меньшая сила вхождения в роль

¡  Руководительские или стратегические, игры

¡   

Семейные факторы риска

¡  Развод родителей

¡  Семейная депривация

¡  Гипопротекция

¡  Гиперопека

¡  Эмоциональное отвержение («Золушка»)

 

Характерологические факторы риска

Первое исследование, направленное на выявление индивидуальных черт, ассоциированных с интернет-зависимым поведением, было проведено К. Янг и Р. Роджерсом (K.Yang, R. С. Rodgers, 1998). Аддикты были описаны как обладающие высоким уровнем абстрактного мышления, уверенные в себе индивидуалисты, чувствительные и эмоционально реагирующие на других людей, настороженные и не проявляющие конформного поведения. Было предположено, что аддикты легко адаптируются к длительным периодам относительной изоляции и способны довольствоваться лишь опосредованными контактами с другими людьми. М. Шоттон (M.Shotton, 1991) был первым, кто предположил, что пользователи, демонстрирующие проблемное интернет-поведение, с большей вероятностью, чем другие категории пользователей, обладают шизоидными чертами поведения и чувствуют себя комфортно при длительных периодах социальной изоляции. Некоторые аддикты склонны гипертрофированно реагировать на слова удаленных собеседников — с таким накалом эмоций, который не поощряется или табуируется в более традиционных формах общения «лицом к лицу».

Ряд исследователей также говорили о выделенных ими особенностях личности интернет-зависимых: депрессия, одиночество, скромность и самолюбие — С. Каплан (S. E. Caplan, 2002). Обобщив результаты разных работ, Н. В. Чудова (2002) приводит следующий список черт интернет-аддикта: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); сложности в непосредственном общении (замкнутость); склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; наличие хотя бы одной фрустрированной потребности; независимость выступает как особая ценность; представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.

Авторы М. С. Радионова и Т. С. Спиркина описывают негативную коммуникативную установку, наличие негативного личного опыта общения с окружающими, брюзжание, негативизм в суждениях о людях, выявленные с помощью методики диагностики коммуникативных установок В. В. Бойко. Испытуемые в группе склонных к интернет-зависимому поведению обладают склонностью делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимодействия с партнерами по общению и в наблюдении за социальной действительностью.

Р. Ф. Теперик, М. А. Жукова (2009) провели исследование, в котором сфокусировали внимание на выявлении элементов алекситимии у интернет-зависимых, исследовании особенностей структуры их межличностных отношений и изучении уровня развития эмпатических способностей и коммуникативных навыков (в том числе и умения распознавать эмоциональное состояние партнера по общению по невербальным признакам). Полученные ими результаты позволили выделить особый тип межличностных отношений, свойственный интернет-зависимым пользователям.

Описанный тип выражается в следующих характеристиках: преобладание тенденции к доминированию, уверенность в себе, ориентация только на собственное мнение, нетерпимость к критике, настойчивость, эгоцентричность, сниженная эмоциональность, обособленность и замкнутость в отношениях с другими людьми, связанные с подозрительностью и обидчивостью (ДМО, Т. Лири). Описанный тип сочетается с характерным дефицитом развития коммуникативных умений, что проявляется в низкой способности слушать и слышать собеседника, нетерпимости к высказываниям партнера по общению, неспособности внимательно относиться к собеседнику и давать ему возможность высказать свою позицию. Кроме того, у интернет-зависимых пользователей снижена способность распознавать эмоциональное состояние партнера по общению по невербальным признакам, а также в целом им несвойственно обращать внимание на эмоциональное состояние партнера (методика А. Е. Назаренко, тест оценки коммуникативных умений ТОКУ). Имея описанные нарушения навыков общения, трудно найти и удержать собеседника в реальной жизни. Скорее всего, именно поэтому люди компенсаторно выбирают Интернет как средство коммуникации, где не нужно удерживать конкретного партнера, так как можно легко найти другого.

Кроме того, Интернет позволяет общаться более безопасно, снижая психологические риски общения (например, страх быть отвергнутым). При отсутствии средств для реализации полноценного общения интернет-аддикты тем не менее обнаруживают высокую (иногда доминирующую) потребность в близком общении «по душам», однако не имеют при этом достаточной социальной смелости для установления отношений с окружающими людьми в реальном мире, что существенно снижает уровень их социальной адаптации и возможность налаживания тесных доверительных отношений (А. Ю. Егоров, Н. А. Кузнецова, Е. А. Петрова, 2005; В. Л. Малыгин, Е. А. Смирнова, 2009). Отчасти этим объясняется тот факт, что уровень депрессии среди интернет-аддиктов значительно выше (К. S. Young, R. С. Rodgers). Исследователи связывали это также с тем, что для людей с повышенным уровнем депрессии анонимное общение, а также отсутствие вербальной коммуникации помогают преодолевать трудности общения и представляются менее угрожающими, чем традиционное общение в реальном времени.

К сожалению, преобладающая часть работ, посвященных изучению интернет-зависимости, проведена в режиме онлайн, без объективного исследования респондентов, а полученная выборка часто не соответствует диагностическим критериям зависимого поведения, что, очевидно, может существенно влиять на достоверность результатов.

В проведенном в дальнейшем исследовании (В. Л. Малыгин, Н. С. Хомерики, Е. А. Смирнова, 2009) полученные данные диагностических тестов К. Янг и С. Чена о наличии признаков интернет-зависимости были объективизированы опросом подростков, их родителей и учителей. Дополнительными объективными критериями, наряду с количеством времени, проводимого в интернет-среде, и клиническими признаками интернет-зависимого поведения, являлись: объективная сверхпоглощенность Интернетом, вытеснение других сторон социальной и личной жизни (общение с друзьями, общественная деятельность, иные увлечения), снижение успеваемости, а также поиск новых ощущений.

Как и при любых других формах химических и нехимических аддикций, фактор поиска новых ощущений является одним из первичных, лежащих в основе формирования любой зависимости. Подобный результат позволяет предположить определенную схожесть механизмов формирования интернет-аддикции с другими видами аддиктивного поведения.

В группе склонных к интернет-зависимости преобладает агрессивный стиль, характеризующийся повышенной тревожностью, уязвимостью и, как следствие, оборонительно-нападающей позицией, часто исключающей близость в общении, тогда как подростки контрольной группы демонстрируют более компетентный стиль общения, характеризующийся адекватным реагированием в ситуациях межличностного взаимодействия, удачным сочетанием допустимой агрессии и эмпатии, понимания другого человека.

В группе склонных к интернет-зависимости преобладает асоциальная стратегия преодолевающего поведения, включающая асоциальные и агрессивные действия. Данный стиль копинг-стратегии характеризуется импульсивностью и резкостью поведения, сочетающихся с заниженной самооценкой. Такие подростки боятся сокращать дистанцию с окружающими. Человеческая близость для них несет в себе угрозу. С этой точки зрения общение через Интернет более безопасно, так как в любой момент участник беседы может решить, продолжать ему общение или прекратить.

В группе склонных к интернет-зависимости по показателям шкал астено-невротического, лабильного, демонстративного и неустойчивого типа отмечаются достоверно более высокие баллы по сравнению с контрольной группой интернет-независимых.

Подростки с чертами неустойчивого типа демонстрируют сниженную способность к волевой регуляции поведения, не вполне способны регулировать свои влечения, удерживаться от удовлетворения внезапно возникших желаний. Они, скорее, плывут по течению, примыкая к более активным сверстникам. Таким образом, способность к волевой регуляции своей деятельности становится специфически важной при планировании эффективной деятельности в Интернете и умении сопротивляться гиперстимулирующей интернет-среде.

Астено-невротические характерологические черты проявлялись признаками психической и физической утомляемости, раздражительности, склонностью к аффективным вспышкам, связанным не с перепадами настроения, а с отчетливо прослеживаемым нарастанием раздражительности в моменты утомления, а также склонностью к ипохондричности. Внешне подростки могут выглядеть бледными, ослабленными, что усиливается тем, что данная группа проводит существенно больше времени за компьютером, чем группа, демонстрирующая здоровое использование Сети.

Группа подростков со склонностью к интернет-зависимости демонстрирует также более заметную изменчивость настроения, при этом его частые смены сочетаются со значительной глубиной переживания. На фоне колебаний настроения интернет-зависимые подростки нередко конфликтуют со сверстниками и взрослыми, что может сопровождаться аффективными вспышками и следующими за ними раскаянием и поиском путей примирения. Также они очень остро и болезненно переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. Возможно, отчасти поэтому общение через Интернет представляется им более привлекательным с точки зрения безопасности и более низких рисков отвержения.

На уровне тенденций можно отметить склонность к проявлению демонстративных черт у группы подростков, склонных к интернет-зависимости, а также проявлений характеристик неустойчивого типа. В этих случаях речь идет о жажде внимания к себе со стороны окружающих, стремлении быть замеченным. При затруднениях с удовлетворением потребности в восхищении, симпатии и уважении к себе в реальной жизни у подростка есть возможность сделать это в виртуальной интернет-среде под маской любого героя.

Подростки с чертами неустойчивого типа демонстрируют сниженную способность к волевой регуляции поведения, не вполне способны регулировать свои влечения, удерживаться от удовлетворения внезапно возникших желаний. Они, скорее, плывут по течению, примыкая к более активным сверстникам. Таким образом, способность к волевой регуляции своей деятельности становится специфически важной при планировании эффективной деятельности в Интернете и умении сопротивляться гиперстимулирующей интернет-среде.

По данным подросткового варианта опросника Р. Кеттелла также выявлено, что в качестве характерных личностных особенностей подростков, склонных к интернет-зависимому поведению, можно выделить следующие свойства: эмоциональная неустойчивость, возбудимость и беспокойство, робость, низкий контроль собственного поведения, фрустрированность (напряженность).

В целом личность подростка со склонностью к чрезмерному использованию Интернета можно описать так: часто ощущает себя беспомощной, усталой и неспособной справиться с жизненными трудностями, с выраженным отсутствием ответственности, уклонением от требований реальности, наличием тревожных компонентов в структуре личности.

Сочетание этих особенностей хорошо укладывается в представление об использовании интернет-ресурсов как бегстве от давления социальной среды в самостоятельно контролируемую и моделируемую интернет-реальность. Следует отметить, что смелость—робость (личностный фактор Н) Р. Кеттелл считал во многом конституциональным свойством. Низкие показатели по данному фактору свидетельствуют о пассивности реагирования на внешние воздействия, чувствительности к опасности, уединенности, уязвимости, отсутствии уверенности в собственных силах. В свою очередь, интернет-деятельность является таким процессом, который можно контролировать своими руками, «одним кликом мыши», что имеет важное значение в качестве механизма компенсации неуверенности, робости, неполноценности.

Подросток, самостоятельно управляя индивидуальным, скрытым и защищенным интернет-пространством, повышает таким образом самооценку, возвращает чувство уверенности в себе.

Необходимо обратить внимание на отсутствие шизоидных черт характера среди интернет-зависимых подростков, что противоречит данным, приводимым М. Шоттон (М. Shotton, 1991). Вероятно, отнюдь не аутичность и эмоциональная холодность, свойственные шизоидной личности, являются риском формирования интернет-зависимого поведения. Скорее, именно излишняя эмоциональная чувствительность (тревожность, эмоциональная неустойчивость, низкая стрес-соустойчивость) наиболее часто приводит к проблемам социальной адаптации и, соответственно, к бегству в виртуальную среду.

В то же время, вероятно, имеются и другие мотивы обращения к интернет-ресурсам, в частности, невозможность реализации в реальной среде таких потребностей, как необходимость проявления излишней агрессивности или нереализованность нарциссизма (демонстративных черт характера), что отражает выявленную нами неоднородность характерологических свойств интернет-аддиктов. Предполагается, что для многих аддиктов Интернет — это то место, в котором они осуществляют излюбленное ими аддиктив-ное поведение, своего рода питательная среда для поддержания других зависимостей — X. Шаффер, М. Гриффите (Н. J. Shafferetal. 2000; М. D. Griffiths, 2009). В связи с этим в зависимости от предпочтения интернет-ресурсов, очевидно, должны иметься определенные различия характерологических свойств.

Одно из исследований (В. Л. Малыгин, А. В. Бабин, 2008), обнаружило, что подростки, склонные к зависимости от компьютерных азартных игр, неоднородны по выбору жанра. Около 53% из них предпочитают игры-«шуттеры» («стрелялки», типа CounterStrike), а около 47% — ролевые игры ( LineAge). При этом была выявлена неоднородность характерологических черт подростков в зависимости от предпочтений имитипов игр. Так, для лиц, предпочитающих игры-«шуттеры», особенно характерны такие черты, как враждебность и преобладание стратегии совладающего поведения «Конфронтативный копинг». В свою очередь, для лиц, предпочитающих ролевые игры, особенно характерно преобладание стратегии совладающего поведения «Дистанцирование».

Характерно, что враждебность игроков-«шуттеров» сочетается с их низкой депрессивностью. Психопатологический феномен враждебности снижает адаптивные возможности, так как игроки-«шуттеры» вовсе не дистанцируются при стрессовой ситуации, а выливают свою враждебность в виде конфронтации, направленной вовне. Среди игроков-«шуттеров» отмечается преобладание возбудимых, гипертимных и тревожных черт характера; высокая экстрапунитивность реакций на фрустрирующие стимулы; низкая степень социальной адаптации; выраженный экстернальный ло-кус контроля; преобладание стратегий совладающего поведения конфронтации и дистанцирования. Для зависимых от ролевых игр («ролевиков») ведущим параметром является тревога, которая неизгладимо вплетена в характерологические особенности и тесно связана, в первую очередь, с ведущей копинг-стратегией дистанцирования. Эти две характеристики становятся основными особенностями личности «ролевиков». Будучи довольно тревожными по своей натуре, они «сливают» агрессивные паттерны в компьютерной игре и уклоняются (дистанцируются) от решения своих жизненных проблем.

Дальнейшие исследования показали, что именно в группе лиц, предпочитающих ролевые игры, наиболее часто формируется интернет-зависимость благодаря широкому доступу к данному виду игр. В свою очередь, игроки-«шуттеры» наиболее часто впоследствии становятся зависимыми от азартных электронных игр на деньги.

Также в ходе проведенного нами исследования было выявлено такое важное свойство интернет-зависимых подростков, как неспособность организовывать свое время, что, возможно, обусловлено присущей им недостаточной концентрацией внимания, повышенной отвлекаемостью, значительным влиянием актуального состояния на особенности поведения и коммуникации. Как известно, ряд интернет-ресурсов, в частности компьютерные игры, позволяют при многократном их прохождении достичь определенного результата и таким образом наконец получить удовлетворение, связанное с завершением определенной деятельности, что порой труднодостижимо в реальной жизни в связи с вышеуказанными характерологическими свойствами.

Особое значение для формирования зрелой личности имеет гармоничность образа собственного «Я», в том числе телесный опыт, принятие собственного тела и чувств, эмоций, связанных с ним. По современным представлениям этим связующим звеном личности и тела является неосознаваемый образ тела — основа самоидентификации человека, без которой нет ни самооценки, ни самосознания, ни самой личности.

Это обусловлено тем, что неосознаваемый образ тела позволяет отнести все чувственное восприятие к одному телу и частью осознать его как принадлежащее одной личности. Телесный опыт — очень широкая категория, охватывающая все, имеющее какое-либо отношение к психологической связи «индивид — его тело». Один из наиболее важных компонентов телесного опыта — это образ тела (образ телесного «Я», физического «Я»), т. е. результат осознанного или неосознанного психического отражения, определенная умственная картина своего тела. Так, М. Кнастер пишет: «Образ тела или образ "Я" — это не только то, что мы видим, когда смотрим на себя, но и то, как ощущаем члены тела и управляем ими. В него входят психические, эмоциональные и исторические аспекты — что мы чувствуем, что думаем о своей внешности и то, как сформировал нас весь предыдущий опыт: и болезненный, и приятный, наполненный похвалой или непрестанным осуждением. В восприятие тела входит все — физические ощущения, идеи, эмоции, проекции, указания и ожидания. Образ "Я" связан с тем, как тело ориентируется во времени и пространстве, с контурами тела, кинестетическими ощущениями и визуальным восприятием».

Наиболее обращенным к внешнему миру компонентом образа тела является представление человека о собственной внешности. Это представление закладывается у ребенка относительно рано, но дополняется и корректируется в более позднем возрасте. Отличительной особенностью его формирования является тесная связь с эмоционально-ценностным отношением (самооценкой). Характер самоотношения во многом определяется особенностями социального опыта человека на всем протяжении его жизни: «Поскольку отношение к человеку в известной мере зависит от его физических качеств, последние оказываются важной основой для формирования Я-концепции» (Т. Шибутани, 1999).

Основы самооценки закладываются в раннем детстве, и главным фактором при этом выступает характер детско-родительских отношений. Так, неприязнь, отдаленность, неуважение переходят в дефект самоотношения вплоть до неприязни к себе — своим чертам, физическому облику. В итоге самооценка внешности оказывается практически не связанной с объективными физическими данными ребенка, а зависит от позитивного или негативного отношения со стороны родителей и ближайшего окружения. Причем оценка собственной внешности имеет тенденцию распространяться на самооценку личности в целом, и наоборот, позитивное отношение к себе в целом может делать внешний облик более привлекательным в собственных глазах: «Рост человека, его вес, телосложение, здоровье, зрение, цвет лица и т. д. способны стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими его чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности» (Р. Берне, 1986).

В подростковом и юношеском возрасте самооценка внешности приобретает особое значение. Огромную роль наряду с оценками значимых других (теперь это главным образом сверстники и учителя) играет ориентация на принятые в обществе стереотипные образы маскулинности или фемининности. Причем юношеские эталоны красоты и просто приемлемой внешности нередко оказываются завышенными, нереалистичными. Обнаружение каких-либо явных или мнимых физических недостатков глубоко фрустрирует подростков, порождая тревогу и дезадаптированность (И. Кон, 1989).

 

Итак, образ тела включает в себя

эмоционально-оценочный компонент, который в норме неразрывно связан с когнитивным. Неудовлетворенность образом тела может повлечь за собой общее снижение самооценки, а также искажение образа тела. Кроме того, выявлено, что существует высокая зависимость между уровнем личностной депрессии и степенью неудовлетворенности телом, между удовлетворенностью телом и ощущением личностной защищенности, а также между успешностью самореализации и оценкой собственного тела.

 

3 признака здорового образа тела (Д. Райс и соавторы, 1993)

¡  подвижность — возможность изменения элементов образа тела под влиянием внутренних ощущений, внутренних психических событий и внешних ситуаций, в то время как телесная стержневая схема остается неизменной, что обеспечивает чувство стабильности и целостности;

¡  наличие связи с реальностью мира и здоровыми сторонами личности — ментальный образ тела совпадает с тем, как в действительности выглядит тело, т. е. с тем, как другие объективно воспринимают его. Кроме того, образ, который имеет индивид, более реалистичен, чем идеальный, и в соответствии с ним человек строит свою жизнь;

¡  трехмерность — здоровая «картина» тела переживается как объемная, является законченной, включает и признает все ее части. Каждая часть структуры тела ощущается как живая и легкодоступна сознанию при переключении внимания на нее.

 

Характеристики негативного образа тела

¡  ригидность — невозможность или низкая способность впускать в образ тела новую или противоречащую информацию, которая возникает в результате изменения настроения, окружения и физического состояния человека;

¡  недостаточная связь с реальностью мира и здоровыми сторонами личности. Ментальный образ тела в той или иной степени расходится с тем, как в действительности выглядит тело, т. е. с тем, как другие объективно воспринимают его. Образ тела скорее идеальный или надуманный, нереалистичный, чем реалистичный, на основании которого человек строит свою жизнь;

¡  нарушение целостного объема восприятия тела. Картина тела переживается как недостаточно целостная и законченная. Отдельные части или области тела могут не осознаваться или ощущаться «замороженными» или «не чувствующими прикосновений». Образ тела характеризуется большей фиксированностью, нереалистичностью и отсутствием чувства жизни.

 

Образ тела и интернет-зависимость.

Образ тела формируется и изменяется под влиянием сенсорной информации. Считается, что образ тела зависит не только от визуального и тактильного исследования поверхности собственного тела, но и от ощущений, исходящих из внутренних органов, скелетно-мускульных систем и кожи. Развитие образа тела в онтогенезе подчиняется тем же  механизмам, что и общее развитие человека, и претерпевает похожие изменения.

Как таковое, приобретение особенностей образа тела может рассматриваться следующим образом:

  1. самой первой особенностью образа тела в онтогенезе человека является особенность его границ. Эта особенность полностью отражает то, как человек отделяет себя от мира, какими сформировались границы его «Я»;
  2. в соответствии с прохождением в онтогенезе стадий психосексуального развития или этапов сепарации—индивидуации, по М. Маллер, особую значимость для индивида представляют определенные части тела. Нарушение нормального течения развития на каждом конкретном этапе будет вести к искажениям в образе связанной с ними области;
  3. ввиду наложения запретов на определенные естественные проявления ребенка его природная грация начинает снижаться. Это происходит из-за формирования телесных зажимов в определенном сегменте тела, связанном с запретным аффектом или влечением. В дальнейшем эти зажимы организуют телесные блоки и характерный панцирь каждого индивида. Со стороны образа тела «зажатые области» оказываются менее доступными для проприорецепции и кинестетических ощущений, что ведет к недостаточной представленности их в образе тела, т. е. к их искажениям;
  4. еще один уровень изменения образа тела — социально-культурный, обусловливающий определенное представление о теле, которое признается красивым и приемлемым. Искажения на этом уровне приобретаются в результате определенного эмоционально-оценочного отношения к конкретной части тела. Увеличение значимости зоны тела (чаще всего — ее негативная оценка) ведет к нарастанию напряжения. Это напряжение снимается либо путем искажения этой области в образе тела, либо посредством механизма психологической защиты изоляции. То есть аффективная оценка участка тела изолируется и остается лишь когнитивная составляющая.

 

Согласно психоаналитическим взглядам граница образа тела формируется на раннем этапе онтогенеза и определяет дальнейшее построение телесного образа «Я». Первоначально ребенок не различает внешний мир объектов и внутренний мир субъективных желаний: его собственное тело в его представлении составляет единое целое с телом матери. Концепция «Я» как независимой сущности развивается в течение периода от двух до трех лет. Физический контакт с матерью создает основу для накопления опыта, приводящего к осознанию границ собственного тела. Существуют данные, доказывающие, что люди с хорошо определенными границами в значительной степени ориентированы вовне: это проявляется в выраженной автономии, легком приспособлении к окружению, заинтересованности в контактах с другими. У лиц с низкой определенностью границ образа тела в сознании личностные особенности проявляются в слабой автономии, высоком уровне личностной защиты, неуверенности в социальных контактах (Е. Т. Соколова, 1989).

Очевидно, «некоторые ощущения "Я" существуют, предшествуя самосознанию и языку». Со временем весь наш субъективный опыт строится на этих ощущениях, которые трансформируются, постигаются, переоцениваются и далее интегрируются. Это ядерное «Я» включает ощущение действия, физической связности, ощущение непрерывности, ощущение эмоциональности, ощущение субъективного «Я», ощущение создания структуры, ощущение передачи смысла, каждое из которых имеет основу в теле, выступающем как агент, контейнер, сосуд, зеркало, исследовательский материал и проводник опыта.

Через повторяющийся младенческий опыт контакта с матерью, с ее теплом, поверхностью тела, ритмами и постоянной поддержкой (заботой), так же как и через дальнейшее появление и развитие у младенца контакта с ощущением собственного тела, ребенок развивает ощущение границ своего тела, которые отграничивают и вмещают индивидуальное ощущение. Я. М. Маллер утверждала, что «начало чувствования личной идентичности и сепарации с объектом определяется телесными ощущениями» (М. Maler, 1968). Таким образом, интегрированное ощущение «Я», по М. Маллер, достигается через тактильные, визуальные и кинестетические ощущения и подвижность еще в раннем младенчестве.

 

Этапы развития образа тела

1.      Вложение позитивного аффекта в тело относится к развитию телесного катексиса и отражается в базовой заботе о собственном теле, например, обеспечение пищей и сном. Этот этап начинается в раннем детстве. Младенческое ощущение телесного удовольствия происходит от родительских установок по отношению к телу ребенка, которые ребенок ощущает на физическом уровне. Этот этап параллелен событиям симбиоза, в течение которого ребенок постепенно дифференцирует ощущения удовольствия и боли. Еще не дифференцировались внутренние и внешние переживания, переживания себя и другого.

2.      Дифференциация собственного тела от окружающего мира связана с развитием границ и чувства телесного пространства, обсуждавшихся ранее. Эти задачи параллельны начальным задачам этапа сепарации—индивидуации, в течение которого ребенок начинает дифференцировать себя от другого.

3.      Осознание частей тела и их взаимосвязь — это необходимый предтеча способности двигаться по пространству. В это время ребенок осознает, что его части тела работают вместе и действуют определенным образом.

4.      Движение тела по пространству — это следующая важная для индивидуализации ступень, и она параллельна практическому подэтапу Малер. Это достижение обеспечивает младенцу чувство, что он может успешно регулировать свои собственные интеракции. В это время способность ребенка останавливать, а также начинать собственные действия помогает достичь и укрепить здоровое чувство контроля и власти.

5.      На этом этапе элементы собственной половой идентичности включаются в образ тела. Тело становится ценным уже на другом уровне — уровне воспроизведения. Включение элементов половой идентичности в образ тела также влияет на способность строить интимные отношения с другими. Эти задачи, по-видимому, параллельны малеровской концепции консолидации индивидуальности, которую она рассматривает как задачу четвертого подэтапа периода сепарации—индивидуации: этот подэтап не имеет определенной конечной точки.

6.      И, наконец, этап старения, связанный с переживаниями смертности, которые интегрируются в образ тела. Эти переживания включают осознание изменений, происходящих с телом на протяжении естественных процессов старения, а также установок (например, принятие) на эти процессы. Задачи последних двух этапов, в частности, могут наполнять многие годы чьей-либо жизни и различными способами влиять на образ тела в зависимости от чьих-либо обстоятельств жизни.

 

Образ тела и интернет-зависимость

На уровне социального индивида активность человека подчинена принадлежности к общности. Она регулируется нормами, правилами, обычаями, уставами и т. д. «Я-образ» облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей за счет формирования в нем системы самоидентичностей: половой, возрастной, социально-психологической и т. д. На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в саморегуляции, и основой «Я-образа» становится дифференцирующая составляющая, направленная на выделение личности из социума, и обеспечивающая ее самоактуализацию. (В. В. Столин, 1983).

Телесный образ является базовой структурой образа «Я», и нарушения его формирования на ранних этапах онтогенеза могут приводить к неблагоприятным для личности последствиям, вплоть до психотической организации личности. Кроме того, важно отметить, что формирование образа тела на этом не заканчивается, закладывается лишь основная структура. Позднее на каждом этапе развития личности особенности условий, в которых она формируется, накладывают определенный отпечаток на особенности образа тела. То есть в структуре искажений образа тела будут отражаться различные стороны формирования личности в процессе онтогенеза. Эти особенности будут связаны со структурами «Я-концепции», особенностями поведения, культуры, а также будут отражать неблагоприятные состояния и нарушения адаптации.

Проведенные исследования по методике «Телесный образ Я» (М. Feldenkreiz, адаптация И. А. Соловьевой) выявили высокий процент искажений тела среди подростков, склонных к интернет-зависимости. Наиболее сильными искажениями являются искажения головы, ширины головы, длины шеи, высоты до развилки, ширины бедер и ширины одного бедра, а также длины руки. Это может говорить об отделении телесности от ментальности, отделении аффекта и чувственной сферы от сознания; высокая значимость по сравнению с эмоциональной сферой интеллекта в системе ценностей, гиперконтроль за своими чувствами; проблемы общения, уход от общения или его недостаток; тенденция контролировать свои сексуальные импульсы и их подавление.

Таким образом, основными характеристиками, выявленными у основной группы, являются гиперконтроль, проблемы в общении, подавление и контроль сексуальных импульсов, а также по сравнению с контрольной группой сложности формирования тендерной идентичности.

Анализ методики «Рисунок человека» выявил, что в рисунках испытуемых основной группы ярко выражены проблемы в общении, значимость сексуальной сферы, отсутствие принятия мужской/женской роли, гиперконтроль, а также отделение эмоций и влечений от сознания и локализация их в теле.

Кроме того, характерно рисование «вымышленных героев» и инфантильных рисунков, что говорит о несформированности представления о себе и о возможном присвоении виртуальной идентичности (анализировались особенности рисования рук, головы, шеи, ног и ступней, бедер и области гениталий, а также особенности линий и женственность/мужественность фигуры).

В методике «Рисунок человека» были отмечены сходные символические особенности образа тела:

¡  1)  отделение чувств и эмоций от сознания: шея изображена штриховыми линиями, слабым нажимом, не прорисован стык с головой, шея изображена непропорционально тонкой, отделена полосой или воротником либо нарисована только голова. Встречается в 70% рисунков;

¡  2)  нарушение общения — руки нарисованы за спиной, в карманах, пальцы кистей отсутствуют или сильно укорочены, нарисованы множественными или штриховыми линиями. Встречается в 60 % рисунков;

¡  3)  внимание к сексуальной сфере, подчеркивание женственности/мужественности — подчеркнуты бедра, грудь, талия, узкие плечи в женской фигуре; мускулатура, широкие плечи, узкие бедра — в мужской. Характерно для 80% рисунков. В большинстве рисунков сексуально значимые области выполнены с сильным нажимом, что говорит о сексуальной напряженности.

 

По предварительным результатам наших исследований можно отметить, что образ тела в основной и контрольной группах имеет ряд отличий. В группе со склонностью к интернет-зависимости в большей степени выражен гиперконтроль и преобладание менталь-ности над сферой эмоций и чувств, что говорит о сдержанности эмоциональных реакций и неосознанности собственных чувств. Отмечаются также нарушения в общении, уход и недостаток контактов. Кроме того, имеются различия в сексуальной и тендерной сферах, что может говорить о большой сексуальной напряженности и трудностях в формировании тендерной идентичности, принятие женской/мужской роли.

Таким образом, личность подростка, склонного к интернет-зависимому поведению, имеет определенные черты. Центральной характеристикой можно считать общую эмоциональную неустойчивость, склонность переживать одновременно порой полярные эмоции, легкую возбудимость — даже самое слабое по силе воздействие извне способно привести психику такого подростка к возбуждению. Еще одной особенностью является чувствительность к опасности, тревожность и, как следствие этого, обусловленное бегство от «суровой» реальности. Восприятие личностью подростка с интернет-зависимым поведением самого себя характеризуется ощущением чувства беспомощности, неспособности справиться с жизненными неудачами, сниженной самооценкой (уровень которой, к слову, заметно повышается после успехов в кибер-пространстве), избеганием ответственности и реальности в целом, как проявление общей инфантильности личности. Таким образом, подростки со склонностью к интернет-зависимости имеют явные нарушения в эмоциональной сфере, которые выражаются в неосо-знавании своих эмоций, в неумении их выражать, в сдержанности, подавлении эмоций. Возможны также неадекватное выражение эмоций, повышенный уровень агрессии, аффективные вспышки, фобические реакции.

Следствием влияния таких личностных свойств является недостаточный уровень развития коммуникативных способностей как способа открыто, активно, без чувства неловкости взаимодействовать с окружающими. Интернет позволяет достаточно успешно влиять на процесс общения, в любой момент (например, в ситуации затруднения) прерывая процесс коммуникации, облегчая задачу общения, позволяя ему протекать под контролем, без страха и волнения.

Кроме того, у подростка с интернет-зависимым поведением необходимо отметить такие особенности, как недостаток организации собственных дел, проблемы с управлением «своим» временем. Интересные особенности выявлены нами в области восприятия собственного тела. Так, у подростков с интернет-зависимым поведением имеется склонность отделять телесность от ментальности, разделять эмоции и интеллект, изолировать собственные переживания, придавать большое значение интеллекту, что наводит на мысль о наличии представления о себе как о субъекте, связанном больше с информацией, чем с чувствами, которые в принципе слабо осознаются и различаются. Телесный аспект своего «Я» слабо дифференцирован, представление о теле в связи с половой принадлежностью носит проблемный характер. Тенденция к чрезмерному контролю побуждений проявляется в физической зажатости, скованности, тревожности, связанной с особенностями именно телесного взаимодействия.

Таким образом, личность подростка, склонного к интернет-зависимому поведению, обладает собственными отличительными особенностями, что проявляется как специфической внутренней картиной характерологических свойств, так и внешними поведенческими паттернами.